Наверх

Хрустальный мир Марии Просвировой


24.04.202024.04.2020Нет комментариев

Ставицкая Иляна Юрьевна, 30 лет, с. Оленье Дубовского района. Очерк «Хрустальный мир Марии Просвировой».

Есть в Детско-юношеском Центре «Умиление» города Волжского, в Доме трудолюбия,  множество кабинетов, и каждый из них привлекателен по-своему. Но сегодня мне бы хотелось пригласить вас заглянуть в один необычный кабинет. Давайте тихо-тихо поднимемся в субботнее утро на второй этаж и приоткроем дверь. Перед нами – кабинет, где проходят уроки инкрустации. Блестящий кабинет. Да-да, в прямом смысле этого слова. Радужным блеском переливаются, висящие на стенах, разнообразные картины – красавец павлин, бурый медведь, очаровательные девушки.

Но центральное место здесь по праву отдано православным иконам. Такие же иконы украшают многие уголки нашего Центра, делая их уютными и умиротворенными. Смотришь на них, а перед тобой словно окошко в другой мир открывается – в мир добра и Божественной красоты.

Это работа Марии Просвировой и ее учениц. Именно этими работами восхищаются наши гости, и именно эти работы уводят в качестве подарка. И, пожалуй, не зря свои работы Мария Александровна именует «хрустальными». Они точно так же, как и хрусталь, играют своими гранями под солнечными лучами. Давайте познакомимся с ними поближе? И узнаем об этом уникальном занятии – инкрустации – что-то очень интересное?

Если заглянуть в словарь, то станет понятно, что «инкрустация» — означает украшение изделий узорами и изображениями из материалов, которые отличаются от основной поверхности, которую мы украшаем. Произошло это слово от латинского «incrustatio» — буквально — «покрытие корой». Инкрустация появилась в Древнем Востоке, наибольшего расцвета приобрела в Древней Греции и в Риме, достигло в 11-13 веках высокого уровня.

Интересно, а с чего началась работа в этой технике у Марии Александровны?

— Все началось с декрета. Сначала с одного, потом с другого. В это время я начала заниматься творчеством. Первоначально увлекалась батиком – росписью по ткани, и пришла мне в голову идея украсить мой рисунок. Тут-то и появились стразы. Я работала с тканью, украшала стразами роспись на ней. Правда, это довольно долго – сначала рисуешь, потом ждешь, когда все просохнет, а уж только потом можно было приступать к украшению. А мне так хотелось сразу увидеть результат!

— Решили отказаться от батика?

— Почти. Как-то раз я шла, задумавшись об этом моменте, и вдруг увидела объявление о широкоформатной печати на ткани. Нашла картину, которую хотелось распечатать и украсить. Отправилась в эту фирму. А там стою и молюсь о том, что бы все получилось.

— А что в результате?

— Получилось! Все получилось. И теперь стало украшение картин продвигаться быстрее. А потом ткань я заменила на плотную бумагу. Сейчас с учениками мы на ней работаем. Многие удивляются, что я нигде не училась инкрустации. Все как-то само собой с Божьей помощью пришло.

— А чем Вас привлекли стразы и инкрустация ими?

— Тут полет для фантазии. Вот сравните с вышивкой крестиком – схема есть, цветовая гамма ниток подобрана, все уже решено. Никакой фантазии не проявишь. А тут – самостоятельно подбираем цвет, размер, место расположения. И на свет появляется своя собственная картина.

В это время в класс входят три гимназистки, здороваются и просто бегут обниматься к Марии Александровне. Невооруженным взглядом видна любовь не только к интересному занятию, но и к преподавателю. Достают свои работы, которые начали недавно, разбирают нужные стразы, инструменты, клей и…начинает рождаться Чудо.

Несколько минут монотонных движений – капнуть клей точечкой, взять восковым карандашом нужную стразинку, поместить на капельку – и вот уже видны складки на одежде Февронии Муромской. А у другой гимназистки как-то сама собой выкладывается красивая рамочка для ликов страстотерпцев – царской семьи Романовых.

Именно этот вид творчества делает детей спокойными. И даже гиперактивность исчезает, потому что ребенка целиком и полностью охватывает желание своими руками создать красивую картину. Творческий процесс ручной работы, с мелкими деталями — увлекательный, захватывающий, многообразный. И ведь каждый даже по одинаковому шаблону может создать что-то своё. А потом постепенно, шаг за шагом улучшать свое мастерство и проявлять себя, свои мысли, свои чувства. Смотрю на девочек, и хочется тоже к ним присоединиться. Делюсь своими впечатлениями с Марией Александровной и слышу в ответ:

— Вы — не одна такая. Ко мне на занятия не только ребята приходят, но и воспитатели, и учителя в свободную минуточку. И точно так же с такими эмоциями выкладывают свои картины.

– Удивляюсь: какое тут нужно терпение! А каким еще должен быть ребенок, желающий овладеть вашим искусством?

— Терпеливым, усидчивым, аккуратным. А главное, чтоб была развита мелкая моторика. В прошлом году приходили на занятия первоклассники, моторика слабоватая.

Совет родителям от М.А. Просвировой – больше занимайтесь с детками лепкой, вырезанием, чтобы развивалась моторика.

— Интересно, а сколько времени нужно для создания таких, не побоюсь этого слова, шедевров?

— У деток, естественно, времени уходит больше, потому что сейчас у нас в Центре множество кружков – и хореографический, и по мягкой игрушке, и изобразительному искусству. А им в каждом виде творчества хочется себя попробовать. А на мою работу, допустим, среднюю иконочку, у меня может уйти день, – тут Мария Александровна смеется. — Но это при условии, что меня никто не трогает, все домашние накормлены, напоены и каждый занят своим делом.

— А откуда черпаете вдохновение?

— Вдохновение? Да, собственно, ниоткуда. Просто когда одна работа завершается, видишь результат своего труда, то сразу хочется делать еще и еще. Порой я, правда, задумывалась – а нужно ли это? И кому нужно? Но именно в такие моменты видела реакцию на свои картины – горящие глаза, восхищение, улыбки, и понимала – вот для кого нужно. И продолжала творить дальше.

— Столько работ! А есть ли среди них любимая или важная для Вас?

— Важная для меня? Пожалуй, что нет. Пока нет. Я не знаю, что именно я хочу сделать, но чувствую, что свою самую главную работу я еще не сделала, она впереди.

— Предположу, что Ваши работы и работы Ваших учениц неоднократно участвовали в конкурсах в конкурсах?

— Ой, конечно участвовали! Вот, посмотрите.

И Мария Александровна достает папку внушительных размеров с фотоотчетом, грамотами, дипломами. И везде призовые места! Вот только некоторые выставки и конкурсы, в которых участвовали ее воспитанницы: открытая городская выставка декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Русь Православная», всероссийский конкурс детского творчества «Пасха Православная», всероссийский творческий конкурс «Пасхальные краски», первый международный конкурс «Новые горизонты. Таланты России», всероссийские конкурсы творческих работ «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово славим», а так же областные конкурсы «Мирознай» и «Золотая рыбка».

Делится творческий педагог не только наградами, но и самими работами. За спиной Марии Александровны ваза с розами – красными, алыми, оранжевыми. Как оказалось – ее работы.

— Эти розы из холодного фарфора. И на стене веточка сирени – тоже из него. Тесто для холодного фарфора замешиваю сама, потом с детками лепим из него то, что нужно. А недавно пришла в голову мысль заняться фоамираном, научиться самой и научить ребят. Вот что получилось. Вот и цветы из фоамирана, — показывает на шкафчик М.А. Просвирова.

Каких тут только нет цветов. И каждый ровный, аккуратный и словно живой. Как будто пару минут назад он рос на садовой клумбе или на лесной полянке. И эти же цветы, сделанные заботливыми руками Марии Александровны и ее воспитанниц,  украшают наш Центр – лужайку перед Домом трудолюбия, зеленую полянку в тележке у ослика, подоконники зданий. И везде они на своем месте, всем и каждому несут частичку радости.

Учит Мария Александровна ребят своему искусству – искусству видеть красоту, искусству делать красоту. И в их руках под руководством мудрой наставницы появляются на свет маленькие чудеса.

Наша мини-экскурсия в Божественный мир творчества подошла к концу – нам посчастливилось приоткрылась дверь в хрустальный мир инкрустации, в центре которого – творческий талантливый педагог М. А. Просвирова, словно добрый магнит, притягивает к себе и детей и взрослых, заряжая их своим оптимизмом, жизнерадостностью и какой-то творческой неиссякаемой энергией. Дай Бог, чтобы и дальше ее способности радовали окружающих.

Оставьте комментарий