Наверх

Как сделать Шапку Мономаха?


23.09.2020Нет комментариев

Евгений Бондарь, г. Камышин

Мешковина, шпагат, джут… Филигрань, цветы, искусство…   Казалось бы, отнюдь не близкие по значению и смыслу слова. В первых звучит некоторая тяжесть, характерная для мира низких истин, во-вторых же – абсолютная красота. Однако в руках настоящего мастера первое легко превращается во второе, и изготовленное из обычного упаковочного материала становится произведением искусства.

Увидев на выставке народного творчества многочисленные вазочки, корзиночки, куколки, цветы, сделанные Тамарой Тагировой из шпагата, я поразился. Неужели из грубой верёвки можно сотворить такое чудо? Каким образом неприметный серый материал вдруг засверкал яркими красками и задышал свежими идеями? Что двигает руками мастера и откуда эта кропотливость в работе в нашем стремительно меняющемся мире больших скоростей? «Вопросы, вопросы…  И нет им числа», – сами собой родились поэтические строчки. И чтобы ответить хотя бы на малую часть их, нужно познакомиться с мастером, а предварительно, чтобы не выглядеть полным дилетантом, – «погуглить» на просторах Интернета.

Блюдо с пасхальными яйцами
Блюдо с пасхальными яйцами

Во «всемирную паутину» попали всевозможные мастер-классы по изготовлению изделий из джута, есть там и информация, что он собой представляет. Оказалось, материал этого быстро растущего тропического кустарника (за полгода – четыре метра!), вследствие удобства его использования, очень распространён в быту и на производстве. Из него изготавливают ткань – мешковину, и джутовое волокно занимает на нашей планете второе место после хлопкового. Джутовые шнуры и канаты встречаются повсеместно, верёвками дачники подвязывают растения, джутовой паклей строители утепляют помещения. А уж примеров применения джута в творчестве – несметное множество. Есть даже особое направление, именуемое «джутовой филигранью», где из этого, казалось бы, не очень эстетичного материала делают настоящие шедевры. Думаю, читателю понятно моё желание увидеть такой творческий процесс воочию. Поэтому я и отправился в гости к камышинскому мастеру Тамаре Николаевне Тагировой

Однокомнатная квартира на самом верху девятиэтажки. При входе меня встречают миловидные лягушки-игрушки. Это своего рода домашний оберег. Большие и маленькие, керамические, металлические, пластмассовые, на магнитиках и без, они уютно устроились по разным уголкам, удивляя гостей своей многочисленностью – коллекционирование фигурок лягушек является давним хобби мастера. Другое хобби – джутовое – бросается в глаза уже при взгляде на стены. Каким-то удивительным образом, абсолютно независимо от нынешнего увлечения Тамары Николаевны, стены оклеены обоями, рисунок которых очень смахивает на джутовое волокно. Много лет назад эти обои приглянулись ей и были куплены для оформления квартиры. Возможно, это стало своеобразным посылом из прошлого в будущее. Из окна кухни (она же – «рабочий кабинет») открывается великолепный вид на устье Камышинки, впадающей в Волгу. Наверное, при взгляде на бескрайние волжские просторы идеи рождаются сами по себе, а фантазия уносит тебя в интересные творческие миры. Фантазия никогда не покидала Тамару Николаевну. Её полёт выразился в очаровательных и по-настоящему сказочных произведениях кулинарного искусства – тортах. Будучи кондитером по образованию, она занималась ими всю жизнь. Почти двадцать лет назад в Волгограде была издана богато иллюстрированная авторская книга «Сувенирный торт: секреты Тамары Тагировой», где каждая страница вызывает здоровый аппетит, и, как с шуткой заметил автор одной из аннотаций к книге, «рассматривать фотографии потрясающих кондитерских изделий на голодный желудок не рекомендуется…»

Однако, как человек, не останавливающийся на достигнутом и постоянно ищущий, три года назад Тамара Николаевна решила попробовать себя в «джутовом искусстве». Учиться особо не пришлось, поскольку всеми навыками ручного производства она уже блестяще владела, изумительное декорирование тортов – прямое тому доказательство. Фантазии ей тоже было не занимать. Вот так она и засела за шпагат. Не могу я, к сожалению, художественно описать ни изготовленное её руками, ни сам процесс мастерства – я не писатель. Могу лишь набросать отдельные штрихи…

Т. Н. Тагирова
Т. Н. Тагирова

Вот она берёт валик шпагатной верёвки, наносит клей и, захватив конец мотка, пропускает верёвку между двух пальцев. Шпагат пропитывается клеем, получается готовый рабочий материал. Верёвка скручивается по спирали, приклеивается на дно какой-либо емкости в виде стаканчика, бутылки, вазы, затем ею оборачиваются стенки, а поверх из таких же выделанных «мешковатых» заготовок наносится какой-либо узор. И совсем простой с виду сосуд становится оригинальным произведением искусства. Потом в него можно поставить изготовленные из той же самой шпагатной верёвки и проволоки букеты, смоделировать цветы на свой вкус – будь то розы, маки, ромашки, космеи, тюльпаны, (и даже мелкие цветочки сирени!). И подарок готов. Такого не будет ни у кого больше. И это именно подарок, который должен быть абсолютно свободным от каких-либо меркантильных нагрузок. Тамара Николаевна никогда не продаёт свои произведения. Гораздо важнее для неё подарить человеку радость, увидеть в его глазах заинтересованность её творчеством. А творчество для мастера есть не что иное, как юность души. И пускай в нынешнем году Тамара Николаевна разменяла восьмой десяток, это ничуть не смущает, потому что душа не стареет.

Подтверждением тому –  ещё одна область творчества, где Тамара Тагирова проявила себя. Она пишет сказки. Причём не выдумывает какие-либо истории, а использует хорошо знакомые, отточенные временем сюжеты классических русских сказок. Только их герои, проходя всем нам с детства известной сказочной дорогой, попадают в реалии сегодняшних обстоятельств, становятся нашими современниками. К сказке, как к величайшей ценности народного творчества, Тамара Николаевна относится очень бережно. Она отнюдь не извращает её глубинный смысл, напротив, наполняет его своим богатым жизненным опытом. Вдвойне ценно, что изданная ею книга под названием «Бабушка, расскажи мне сказку!» построена не в виде обычного монотонного пересказа, а как диалог, беседа с внуками, в ходе которой обсуждаются поступки героев, делаются выводы «за» и «против», приводятся примеры из личных жизненных историй. Отметим, что нынешние дети принадлежат уже к новому поколению, не знакомому с миром классического восприятия сказки. И именно в таких живых диалогах рождается очень ценное чувство сопричастности, совместного поиска истины. Здесь нет никакого поучательства, поскольку сказки сами по себе учат добру и справедливости. Здесь есть живое общение человека с человеком (пускай и маленьким). А взяв во внимание, что Тамара Николаевна – по природе человек добрый, открытый для общения, в воспитательной ценности её книги сомневаться невозможно.

В книге отзывов посетителей недавней авторской выставки Тамары Николаевны есть такая оригинальная оценка: «Как удивительна красота простоты!» Что-то в этом определении есть. Казалось бы, шпагат – простой, ничем не примечательный материал. Но стоит только проявить фантазию, как рождается красота, достойная даже «Шапки Мономаха»! Да-да, среди всевозможных джутовых поделок, представленных на выставке (цветы, вазы, корзинки, куклы, пасхальные яйца, ёлочные игрушки и т.п.), был и такой предмет царского гардероба.

Я не буду перечислять награды, дипломы, полученные Тагировой в разных конкурсах – она ими никогда не бравирует. Для неё главное – самостоятельное совершенствование техники, без всякой соревновательности с другими. Это по-настоящему увлечённый мастер, который использует любую минутку для творчества.

А что ещё нужно счастливому человеку?

Оставьте комментарий