Наверх

Древнюю хоперскую зольную куклу заново открыла и оживила Елена Фирсова


12.11.202412.11.2024Нет комментариев

Необыкновенные люди, занимающиеся народным творчеством, обычно скромны, обладают мягкими манерами, не лезут на экраны и в газеты. И тот стальной стержень и тот неугасимый пламень, благодаря которым они добиваются высоких результатов, видны только в первоклассном качестве их работы и большом объеме сделанного.

Такова ЕЛЕНА ФИРСОВА из станицы Кумылженской – основатель и руководитель казачьего фольклорного ансамбля «СтАрина» и Кумылженского этнокультурного казачьего центра «Кошав-гора», мастер традиционных зольной и тряпичной кукол, ткачества на берде и керамического литья, обладатель Гран-при международного этнографического фестиваля «Национальное наследие» и регионального конкурса «Родники», член Гильдии мастеров Волгоградской области.

С ансамблем «СтАрина» супруги Елена и Юрий Фирсовы объездили пол-России и ряд зарубежных стран. Ансамбль выпустил четыре музыкальных альбома, стал членом Российского фольклорного союза. Кумылженский этнокультурный казачий центр “Кошав-гора”, названный по имени самого высокого места на правом берегу Хопра, существует с 1998 года, возрождает и сохраняет традиционную культуру хоперских казаков. Именно здесь в Мастеровом стане работают мастера местных художественных ремесел, здесь разрабатываются идеи экспедиций по хуторам и станицам по сбору аутентичного материала по музыкальному фольклору и старинным традициям рукоделия.

Здесь и восстала из пепла забытая древняя зольная кукла, которую когда-то мастерили хоперские казачки для себя и своих дочек. Елена Викторовна с материнской любовью рассказывает о новом рождении этой куклы:

В наших хуторах и станицах в старину женщины делали девочкам куклы зольные, то есть с золой в голове. Зола всегда считалась оберегом от дурного глаза, ее брали из печки. Золу замачивали небольшим количеством воды, затем, положив в тряпочку, формировали головку куклы, вставив туда веточку с тремя рожками внизу, и давали высохнуть. Зола схватывалась, и голова куклы становилась твердой, а тройные рожки давали возможность куклу ставить. Ее оборачивали чистовым кусочком ткани, заматывали тельце и пришивали ручки. Затем уже шили одежду по образцу той, которую носили, делали косу из мочала или шерсти, шили юбку, кофту, обязательно платочек. Лик иногда прорисовывали угольком, или вышивали крестиком. У нашей Настасьи лицо вышито по образцу этнографических кукол казаков-некрасовцев – крестом. О таком способе изготовления куклы нам рассказала Ежова Ольга Семеновна, 1915 года рождения, уроженка хутора Попов Кумылженского района.

Одета моя куколка в кубелек и кичку – самую распространенную одежду казачек на Верхнем Дону в XVIIXVIII веках. Кубелек – верхняя накладная одежда из дорогой ткани, парчи, жаккарда, подпоясывалась бархатным поясом, украшенным жемчугом и драгоценными камнями. Бляхи лили из серебра или бронзы, украшали жемчугом. Рукава рубахи шились очень широкими («могущими»), которые собирались на запястье в манжет. На голове –  парчовая кичка с жемчужным очельем. Полюбуйтесь, какая красавица!

А рядом мы видим «сестрицу» Настасьи в парадном сине-красном наряде. Вторая красотка создана по материалам тех же этнографических экспедиций, одета в костюм казачки верхнедонских, хоперских казаков XVII века – сукманный комплекс и кичку. Голова у нее из золы, одежда изготовлена по этнографическим образцам из коллекции Центра «Кошав-гора» – шитье, вышивка, плетение из нити, тканье на берде.

По той же традиционной технологии мастер создает и ростовых зольных кукол – таких же величественных и красивых, как сама Елена Фирсова.

Оставьте комментарий